ABC-анализ – это метод классификации объектов по уровню их значимости для бизнеса, причем метод универсален – его можно применить для анализа товаров/категории товаров по выручке, прибыли и себестоимости, а также клиентов, поставщиков и даже процессов. Пожалуй, самый частый кейс применения – анализ ассортимента товаров продавца.
- В чем суть ABC-анализа
- Применение ABC-анализа: что делать с результатами
- ABC-анализ в Excel: пример расчета
- Как часто проводить АВС-анализ?
- Преимущества и недостатки ABC-анализа
- Вместо заключения
В чем суть ABC-анализа
ABC-анализ основан на принципе Парето, который утверждает, что 20% усилий приводят к 80% результату. Суть анализа заключается в том, чтобы собрать все товары селлера в один список, рассчитать процент прибыли, которые они приносят, и в зависимости от этих цифр разделить все позиции на три группы в порядке убывания их значимости.
В результате анализа появляется три группы товаров:
- Группа А – это товары с наибольшей значимостью для бизнеса, они составляют около 20% от общего ассортимента, но приносят 50–80% прибыли.
- Группа В – это товары со средней значимостью, они составляют около 30% ассортимента и приносят 10–15% прибыли.
- Группа С – это товары с наименьшей значимостью, они составляют около 50% ассортимента, но приносят всего 5% прибыли.
Цель ABC-анализа заключается в том, чтобы помочь бизнесу сосредоточить свои ресурсы на наиболее значимых объектах, предпринять осмысленные действия в отношении слабых позиций и таким образом оптимизировать свою работу.
В практической части статьи мы разберем пример ABC-анализа на практике.
Применение ABC-анализа: что делать с результатами
Группа АГруппа А – это товары с наибольшей значимостью для бизнеса, локомотив продаж и наибольшая прибыльность. А значит именно на них стоит сосредоточить свои ресурсы и усилия:
- следить, чтобы товары всегда были в наличии
- следить за динамикой продаж, возвратов и отзывов
- обеспечить быструю доставку
- регулярно давать рекламу на эти товары
- проводить исследование и прогнозирование спроса
- анализировать деятельность конкурентов, чтобы определить, какими новыми товарами можно разнообразить эту группу.
Группа B
Принимая решения о товарах группы B, важно иметь в виду, что у них есть потенциал роста – они могут стать частью категории A. Сюда попадают товары со средней значимостью, то есть которые приносят некоторую прибыль, но не являются основным источником дохода.
Что можно сделать с этой группой – в целом, то же самое, что с группой A, но во вторую очередь. Также стоит оптимизировать затраты на эту группу, чтобы увеличить их прибыльность.
Группа C
Эти товары приносят минимальную прибыль. Есть несколько вариантов действий с ними:
- Первым делом проверьте, не попали ли эти товары сюда случайно. Возможно, у них в карточке некачественные фотографии, неточности в описании или завышенная цена. Есть шанс сделать их более прибыльными, если исправить ошибки.
- Возможно, стоит вообще убрать товары из ассортимента – распродать остатки и не пополнять их запасы. Однако прежде чем сделать это, стоит провести дополнительный анализ, чтобы определить, нет ли в группе товаров, которые важны для привлечения новых клиентов или удержания существующих
- Исходя из второго пункта, компромиссный вариант – оставить эти товары в наличии в небольшом количестве с целью дополнительных продаж существующим клиентам или привлечению новых в ваш магазин.
ABC-анализ в Excel: пример расчета
Мы будем использовать обычную таблицу, для этого идеально подходит Excel или Google Docs. Разберем анализ по шагам на примере магазина кухонных принадлежностей для приготовления еды – кастрюль, сковородок, ковшей и так далее.
Шаг 1: Соберем данные с маркетплейса
Подготовьте данные из вашего личного кабинета в Wildberries или Ozon. Для упрощенного примера мы возьмем подкатегории товаров, но вы можете выгрузить список всех артикулов – принцип будет тот же. Также вам понадобятся данные о выручке по каждой группе кухонных изделий в ассортименте.
Шаг 2: Рассчитаем процент от общего объема продаж
Рассчитайте процент от общего объема продаж. Для этого добавьте в таблицу еще один столбец. Разделите объем продаж каждого продукта на общий объем продаж, затем умножьте на 100, чтобы получить процент.
Отсортируйте таблицу по убыванию от наибольшего до наименьшего процента.
Шаг 3: Рассчитаем накопленную долю (совокупный процент)
Дальше определяем накопленную долю. Для первой категории товаров значение берем из колонки “Доля продаж” — просто переносим это число (28,52%).
Затем применяем простую формулу: складываем долю в обороте с совокупным процентом товара из предыдущей строки. Протяните формулу вниз по таблице, чтобы применить ее ко всем категориям. В последней строке должно получится ровно 100%.
Шаг 4: Делим ассортимент на категории A, B, C.
Проставим категорию для каждой группы: А – до 80%, B – до 95%, C – всё остальное.
Шаг 5: Принимаем меры
Исходя из данных таблицы, выгоднее всего продавать сковородки, кастрюли или всё это в наборах. На них и стоит сосредоточиться: пополнить склады, подумать над вариативностью в категории, улучшить фотографии или провести акцию, чтобы увеличить продажи. Казаны поддерживают разнообразие ассортимента и, возможно, есть смысл расширить выбор параметров или брендов-производителей. Хуже всего покупают крышки для посуды и посуду для духовки. В ближайшее время можно не закупать их дополнительно.
Как часто проводить АВС-анализ?
Частота проведения ABC-анализа зависит от многих факторов, таких как размер и сложность ассортимента (или того объекта, который вас интересует), скорость изменения спроса и конкурентной ситуации на рынке. Однако в среднем, рекомендуется проводить ABC-анализ 1-2 раза в год, чтобы отслеживать изменения в спросе и эффективности продаж.
Важно также учитывать сезонность спроса и проводить анализ в соответствии с этими изменениями.
Если вы вводите новый товар в ассортимент магазина на маркетплейсе, включать его в ABC-анализ имеет смысл через 3-6 месяцев – данные за меньший срок могут быть нерелевантны.
Преимущества и недостатки ABC-анализа
Плюсы:
- Помогает оптимизировать производственные процессы: позволяет выявить самые прибыльные товары, которые требуют большего внимания со стороны селлера, осмысленно управлять остатками на складе, и сформулировать стратегию продаж.
- Анализ очень простой. Он занимает не больше 15 минут, требует минимальное количество исходных данных и минимального знания Excel.
- Подходит для анализа любых данных: прибыли, доходов, расходов по товарам, клиентам, поставщикам, трудозатратам, его формулы универсальны.
Недостатки:
- Не учитывает особенности рынка: ABC-анализ основывается на данных о прошлых продажах, что может привести к ошибкам при прогнозировании спроса на будущее, а также не годится для учета сезонности и конкуренции на рынке, что может привести к ошибкам при определении стратегии продаж.
- Подходит только для подсчета количественных показателей, но неприменим для качественных.
- Не дает возможности оценивать продукты одновременно по различным параметрам (например, сравнивать их по объему продаж и частоте заказов).
- ABC-анализ не позволяет увидеть товары, которые приносят убыток. Чтобы увидеть нерентабельные товары, можно ввести дополнительное обозначение D и создать ABCD-матрицу.
Вместо заключения
Даже из такого простого анализа можно получить максимум пользы. Вот несколько примеров, как его можно использовать его результаты для вашего магазина на маркетплейсе:
- Если это возможно, оформите главную страницу, опираясь на результаты АВС-анализа. Покажите в лучшем свете товары из категории А, используйте лучшие фото, видео, иллюстрации.
- В карточках товаров группы А предлагайте подходящие товары из групп В и С.
- Формируйте комплекты из товаров разных групп, которые покупателю будет приобретать выгоднее, чем по отдельности. Это поможет увеличить оборачиваемость товаров на складе.
- Предлагайте скидки на товары группы А, если спрос на них падает, и на товары группы С, если они лежат на складе.
- Выделяйте большую часть маркетингового бюджета на самые прибыльные товары и используйте их в рекламе.
Посмотреть все сервисы для аналитики маркетплейсов можно в нашем каталоге.
Отличная статья! Осталось найти время на анализ)