Что такое облако в интернете

227
0

Однажды один американский ученый Джозеф Карл Робнетт Ликлайдер захотел создать виртуальное пространство, которое позволило бы пользователям со всей планеты находится на связи и иметь доступ к данным и программам с любого сайта и с любой точки земного шара, а также соединять все существующие вычислительные центры.

Отношение к вычислительной мощности как к ресурсу, подобному электричеству и воде, привело к появлению компьютерных бюро, предшественников облачных вычислений, где клиенты могли покупать необходимый объем мощности компьютера для выполнения своих расчетов. Эта модель функционировала до 1980-х годов, пока не появились персональные компьютеры.

Появление современных облаков

Термин «облако» использовался уже в 1990-х годах для описания чего-либо в Интернете или расположенного за пределами сети. Сейчас уже это лишь разговорный вариант, означающий облачные технологии, то есть те сервисы, которые предоставляют пользователю или организации доступ к ресурсу своих серверов и мощностей.

Появление веб-приложений, позволяющих выполнять задачи внутри веб-браузеров, создало необходимость отличать эти приложения от настольных, которые пользователи должны были устанавливать на свой компьютер.

Именно тогда появился термин «Программное обеспечение как услуга» (SaaS, или Software-as-a-Service) — один из подвидов облачных вычислений, означающий поставку лицензионного программного обеспечения онлайн. Такой способ был призван сократить расходы и время развертывания, связанные с установкой и использованием этого обеспечения.

Когда веб-разработка начала процветать, а разработчиков становилось всё больше и больше, отрасль начала искать более простой способ размещения новых приложений, что привело к созданию «Платформы как услуги» (PaaS, или Platform-as-a-Service). В этом сценарии поставщик облачных услуг отвечает за предоставление облачной платформы, оборудования, программного обеспечения и инфраструктуры, в то время как ваша ИТ-команда отвечает за разработку и обслуживание приложений.

Фундаментом контроля информации при использовании моделей облачных вычислений для компаний стала и остается «Инфраструктура как услуга» (IaaS, или Infrastructure-as-a-Service). Здесь потребитель вместо закупки собственных серверов и построения дорогостоящей инфраструктуры у себя берет в аренду облачные сервисы с определенной вычислительной мощностью и объемами памяти. Всем «железом» занимается провайдер. Он устанавливает на него программное обеспечение для создания виртуальных машин, но не занимается установкой и поддержкой этого обеспечения пользователя.

И это далеко не все услуги, которые сейчас нам может дать Интернет. Например, еще существуют «Искусственный интеллект как услуга», «База данных как услуга», «Мониторинг как услуга» и тому подобное. Но это не новые модели обслуживания клиента, а лишь частные случаи трех представленных ранее.

Модели развертывания облачных технологий

Несмотря на это, помимо вышеупомянутых моделей обслуживания, есть другой тип модели — модели развертывания облачных технологий, то есть на каких лиц ориентированы поставщики:

  1. Публичные облака, которые предусматривают размещение вычислительных услуг и сервисов через Интернет — они доступны любому, кто хочет ими воспользоваться, могут быть платными и бесплатными. Для организаций же, которые предъявляют специальные требования к безопасности информации такие облака не подойдут.
  2. Частные облака, или центры обработки данных (ЦОДы) – когда конкретные виртуальные ресурсы размещены на конкретном физическом сервере, который предоставляется одному арендатору. Здесь преимуществами выступают изолированность ИТ-инфраструктуры и конфигурируемость системы. Но цены могут кусаться.
  3. Гибридные облака, сочетающие в себе характеристики и публичных, и частных облаков. Гибридное облако позволяет использовать ресурсы публичного облака для нечувствительных вычислительных задач, сохраняя при этом безопасность важных для бизнеса приложений в развертывании частного облака.

Но мы с вами простые люди и обыватели Интернета, арендовать мощности нам ни к чему. Но и для нас есть решение — облачные хранилища, то есть хранение файлов, видео и фотографий онлайн вместо того, чтобы использовать физические накопители. Нужно лишь подключение к Интернету.

И даже в такой незамысловатой системе мы выступаем в качестве арендаторов, только приобретаем не мощности, а частичку выделенного сервера поставщика за определенную плату. Взамен же мы, обыватели Интернета и организации, которые так же приобретают такие услуги и пользуются «облаками», получаем:

  • мобильность и доступность данных в любое время, в любом месте и с любого устройства;
  • простоту использования, которая позволит даже человеку или организации, недавно познакомившимися с облачными технологиями, быстро загрузить файлы и освободить место на своем устройстве или разгрузить рабочий процесс;
  • масштабируемость – когда в любой момент можно увеличить объем хранения вместо покупки дополнительного диска или серверов;
  • быстрое восстановление данных – благодаря облачным вычислениям работа часто сохраняется в режиме реального времени по мере выполнения, поэтому вам не придется переделывать часы работы в случае сбоя системы.

Но даже в таких почти безупречных системах без недостатков никуда. Что интересно, для конечного пользователя, подразумевая и организацию тоже, одна проблема стоит выше другой. Таких минусов два:

  1. Безопасность данных является главной проблемой, с которой борются компании, предоставляющие облачные услуги, а также переживают компании, которые используют эти услуги. Хакеры могут взломать ценные данные и попытаться манипулировать ими. Во время переноса информации из физического хранилища в облачное злоумышленники могут попытаться получить доступ к личной информации компании и украсть ее. Простому пользователю эта проблема не кажется столь критичной, так как мы редко храним критически важную информацию в облачных хранилищах.
  2. Доступность как плюс, так и минус облаков: с одной стороны — безграничный доступ к данным с любого места, а с другой — не совсем безграничный, потому что без Интернета пользователь не получит ничего.

Заключение

В конце можем добавить, что облачные технологии приносят пользу не только предприятиям — они изменили жизнь и отдельных людей. Ведь многие из нас пользуются облачными сервисами каждый день: когда мы обновляем свой статус в соцсетях, просматриваем новые сериалы или проверяем свои банковские счета, мы, скорее всего, используем приложения, размещенные в облачных сервисах.

Сегодня облачные технологии позволяют компаниям быстро масштабироваться и адаптироваться, ускорять инновации, повышать гибкость бизнеса, оптимизировать операции и снижать затраты. Это может не только помочь компаниям преодолеть кризисы и трудности, но и привести к более активному и устойчивому росту.

Dmitriy Ostroglyad
НАПИСАНО

Dmitriy Ostroglyad

Копирайтер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *